История


tp110.jpg
   Самоуправление города Рязани имеет длительную историю. Ее корни восходят к вечевым традициям древней Руси. Народные вече не были регулярными и созывались по мере необходимости. На вече решались вопросы войны и мира, принимались законы, заключались  договоры с другими землями, утверждалась раздача земли, различных привилегий. Вече выбирало различных чиновников - посадских, тысяцких и контролировало их деятельность. Для ведения веча на нем избирался «вечный дьяк» - вечевой секретарь. Решения веча оформлялись в виде «вечных грамот».
      Народное вече очень часто использовалось верхушкой городского населения для ограничения  княжеской власти. Очень показательны в этом плане события, произошедшие в 1217 году в княжеской резиденции в селе Исады. Народ, недовольный политикой рязанских князей, решением народного веча изгнал их с  рязанской земли.
      Князья, владевшие городом, должны были вступать в соглашение с вече, заключать с ними договоры («ряды») об условиях и порядке владения городом.
      Впервые попытка законодательно упорядочить городское самоуправление была предпринята Иваном Грозным во второй половине XVI века.  Делалось это в первую очередь для того, чтобы существенно пополнить царскую казну.
      В Рязани все население, которое платило налог, так называемые «тяглые люди», выбирали высшее должностное лицо города – «излюбленную голову» или земского старосту, а также его присяжных помощников – «целовальников».  Излюбленный голова исполнял функции гражданского судьи, а также главного сборщика прямых государственных налогов. Косвенные налоги и сборы (например, питейные, таможенные, торговые и другие) поручались также избираемым из среды городских тяглых людей «верным головам» и целовальникам, которые вели порученные им дела под личной имущественной ответственностью. Полицейские функции в городе исполнял городовой приказчик, избираемый служилыми людьми. Особенно роль городского самоуправления усилилась в период Смутного времени, когда практически государство было децентрализовано.
      В начале царствования династии Романовых государственные чиновники – воеводы, назначаемые Москвой, во многом потеснили городское самоуправление. У выборных руководителей сократились лишь полицейские и финансовые функции. Дополнительно горожане стали избирать земских гласных – «советных  людей», которые контролировали деятельность земских старост.
      Реформы Петра I повлияли на городское самоуправление Рязани. С 1699 года первостатейным жителям города было предоставлено право выбирать своих представителей «бурмистров» в городскую «ратушу», в которой они поочередно председательствовали. К их полномочиям относились суд и система наказаний, сбор государственных податей и других налогов. К концу царствования Петра I ратуша была преобразована в «магистрат». Магистрат вел городское хозяйство, должен был заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве города, решал не только гражданские, но и уголовные дела.

XVIII век– 1918 год

      После издания Екатериной II «Жалованной грамоты городам» в 1785 году в Рязани появилась первая городская дума – прообраз современного представительного органа власти.
    Выборы в думу проводились каждые три года от шести разрядов городского населения:
1) Настоящие городские обыватели - лица всякого звания, владевшие какой-либо недвижимостью;
2) купцы;
3) ремесленники, объединенные в цехи;
4) иногородние и иностранные гости,  приписавшиеся к городу для промышленных занятий;
5) именитые граждане – ученые, имевшие университетские аттестаты, художники и артисты, капиталисты с объявленными капиталами не менее 50 тысяч рублей и т.п.;
6) посадские, живущие каким-либо промыслом или работой в городе.
     Гласные, избранные в общую думу, выбирали вторую думу – «шестигласную», состоящую из шести гласных, по одному от каждого из шести разрядов городского населения. Общая дума затем собиралась по мере необходимости, а шестигласная действовала постоянно и вела текущие дела города. Городской голова был председателем обеих дум.
      Последняя реформа городского самоуправления в дореволюционный период была проведена в годы царствования Александра II. По «городовому положению» 16 июня 1870 года городская дума стала бессословной, члены которой – «гласные», избирались на 4 года на основе имущественного ценза. Общее число гласных в разные времена менялось.  Городская дума избирала городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов.
      Компетенция городской думы была ограничена узкими рамками чисто хозяйственных вопросов: внешнее благоустройство города, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленности, о здравоохранении и образовании, меры предосторожности против пожаров  и сбор налогов в городскую казну. Кроме того, на думу возлагались и обязанности общегосударственного значения, а именно: содержание военного гарнизона, тюрем,  полиции, жандармерии, судебных учреждений, содействие почтовой связи, а также раскладка некоторых государственных денежных сборов.
После победы февральской революции в городе Рязани, как и по всей стране, установилось двоевластие. Продолжала традиционно собираться на заседания городская дума, по-прежнему решавшая все текущие вопросы городской жизни.
Наряду с думой появилась и альтернативная форма власти – Советы. 3 марта 1917 года на совещании представителей рабочих организаций Рязани в одном из залов городской думы был избран городской Совет рабочих депутатов. Норма представительства в Совет была -  один представитель от предприятия. Численность Совета – 30 человек.
Одновременно с возникновением Совета рабочих депутатов появилась форма самоуправления среди солдат, получившая название военной секции рязанского гарнизона. 21 марта военная секция был преобразована в Совет солдатских и офицерских депутатов с пропорциональной формой представительства:  1 офицер на 2 солдата. Летом 1917 года офицеры были отстранены от  участия в выборах, в новый Совет были избраны только солдаты. Первое заседание Совета солдатских депутатов состоялось 4 сентября.
 Оба Совета почти год существовали раздельно. Если Совет солдатских депутатов в большей степени занимался проблемами Рязанского гарнизона, то Совет рабочих депутатов на своих заседаниях старался решать как хозяйственные, так и политические вопросы. С 3 марта по 27 октября было проведено 50 заседаний этого Совета, было обсуждено 49 вопросов (оргвопросы о войне и мире, о власти, о положении рабочих, о 8-часовом рабочем дне, об организации рабочей печати, о взаимоотношениях с органами Временного правительства,  о крестьянстве и др.).
      В декабре 1917 года I съезд Советов Рязанской губернии объявил о переходе всей власти в губернии в руки Советов. Рязанская городская дума выразила протест по поводу этого решения. За это ряд членов Думы был арестован.
      В начале 1918 года два Совета, существовавшие раздельно, объединяются в Совет рабочих и солдатских депутатов.  
 
1918 – 1989 годы

  1 апреля 1918 года городская дума была распущена. Ее авторитет был очень силен среди населения. И это позволило городскому Совету рабочих и солдатских депутатов перевести на работу в Совет в полном составе аппарат городской думы.
       В годы гражданской войны основными функциями Совета было распределение хлеба и предметов первой необходимости, осуществление рабочего контроля над производством, проведение национализации предприятий, открытие новых школ и дошкольных учреждений, врачебных пунктов.
      В течение всей последующей истории представительного органа власти г. Рязани вплоть до начала 90-х годов XX века его роль была чисто формальной. Лозунг «Вся власть Советам» в Рязани, как и во всей стране, не соблюдался. Советская власть подменялась властью партийных органов. В Рязани это горком ВКП(б), а затем КПСС. Хозяйственными функциями наделялся исполнительный орган – исполком Совета.
      В 1938 году после принятия Конституции РСФСР городской Совет поменял название на Совет депутатов трудящихся.
      По Конституции РСФСР 1978 года Совет стал называться Советом народных депутатов.
      Хозяйственники – руководители городского Совета, как правило, оставались в тени партийных руководителей. Но были, хотя и редкие, но исключения.
      С 1964 по 1987 годы городской Совет и одновременно исполком Совета возглавляла Надежда Николаевна Чумакова (1923 - 2006 гг.). Она была очень работоспособным и авторитетным человеком. За годы  ее руководства была выполнена обширная программа развития города и превращения его в один из красивейших областных центров России. Созданы новые жилые районы, построено пять миллионов квадратных метров жилья, крупные объекты социально-культурного назначения, ныне определяющие инфраструктуру города, сооружен многокилометровый высоководный мостовой переход через  Оку и многое другое. Ей было присвоено звание заслуженного работника жилищно-коммунального хозяйства, лауреата Государственной премии СССР. В 1992 году Чумакова Н.Н.  стала почетным гражданином города Рязани.


1989 – 2006 годы

      Реальную власть органы местного самоуправления получили только после отмены статьи 6 Конституции страны о руководящей роли Коммунистической партии.
      В 1989 году выборы в Рязанский городской Совет народных депутатов впервые прошли на альтернативной основе. Было избрано 175 депутатов. Председателем городского Совета был избран Рюмин В.В., а после избрания его из состава депутатов мэром города Совет возглавил С.В. Вобленко. Для обсуждения вопросов по разным направлениям из состава Совета были созданы постоянно действующие комиссии.
      Период, в течение которого проходила деятельность данного Совета, историки называют периодом демократического романтизма. Это было время наибольшей активности народа, который ждал коренных преобразований в экономике и социальной сфере. К сожалению, не во всем эти ожидания оправдались.
       Первоначально заседания Совета проводились ежемесячно, но в 1992-1993 годах они проходили гораздо реже, так как собирать часто на сессии большое количество депутатов было нелегко. Для постоянной работы представительного органа из его состава был выбран Малый Совет. Депутаты не смогли доработать до конца срок своих полномочий. Указом Президента России Б.Н. Ельцина городской Совет, как и все другие органы власти в стране, был распущен. 
      По Конституции 1993 года произошло разделение функций властей разного уровня. Местное самоуправление получило  большую самостоятельность.
      В 1994 году были объявлены выборы в представительный орган Рязани. Однако, выборы были признаны несостоявшимися из-за низкой явки избирателей.
      В марте 1996 года одновременно прошел референдум по Уставу города и выборы в городской представительный орган. Референдум был признан несостоявшимся, так как количество участников было менее 50%, а представительный орган, хоть и не в полном составе, все же был выбран. Качественный состав депутатского корпуса был отражением протестного состояния населения города, недовольного ухудшающимся экономическим положением.
      На первом заседании нового органа власти из двух предложенных названий (дума или совет) большинство депутатов, представлявших левые партии, выбрало название городской Совет. Из депутатов было образовано 6 постоянных комитетов. Важнейшей заслугой городского Совета 1–го созыва было принятие основного нормативного документа – Устава города, который регламентировал различные сферы городской жизни, а также произвел разделение двух ветвей власти – представительной и исполнительной, с наделением каждой определенными полномочиями.
      Через четыре года в 2000 году прошли выборы в городской Совет 2-го созыва. Было избрано с учетом дополнительных выборов 28 депутатов. Председателями Совета были избраны начала А.И. Мухин, а затем А.А. Чайка. Этот Совет объявил о приоритетности образования и здравоохранения в деятельности городского самоуправления. Бюджетные ассигнования на эти важнейшие отрасли были доведены сначала до 50%, а затем были превышены.
      В 2004 году был избран городской Совет 3-го созыва. Количество депутатских мест в нем было увеличено до 35 человек. Председателем Совета был избран В.М. Варгин. Количество комитетов было сокращено до четырех. Важным направлением этого Совета было претворение в жизнь Федерального закона № 131, который разделял полномочия властей всех уровней. Были внесены изменения в большое количество нормативных актов, была принята новая редакция Устава города. Из состава городского Совета был избран глава муниципального образования. Им стал С.В. Сазонов. Он же возглавил и городской Совет.

      С 2008 года представительный орган стал именоваться Рязанской городской Думой (на основании ст. 24 Устава муниципального образования – городской округ город Рязань).

      Рязанская городская Дума I созыва сформирована в марте-апреле 2008 года. Количество избранных депутатов составило 40 человек, количество постоянных комитетов – 8. Главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы был избран Ф.И. Провоторов.  В апреле 2012 года он на основании личного заявления решением депутатов был освобожден от занимаемой должности.

В мае 2012 года главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы избрана Л.И.  Максимова.

В сентябре 2013 года состоялись выборы в Рязанскую городскую Думу II созыва. Было избрано 40 депутатов. В октябре 2013 года главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы был избран А.А. Кашаев.

В январе 2016 года главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы избран В.В. Фролов.

В сентябре 2018 года состоялись выборы в Рязанскую городскую Думу III созыва. Главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы избрана Ю.В. Рокотянская.  

В марте 2022 года главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы избрана Т.Н. Панфилова

На снимке: здание банка, где располагался горисполком.