Пока Рязань привыкает к 3D, 4D, 5D, 7D и
так далее, не помешает вспомнить, с чего
у нас всё начиналось на заре кинематографа.
Важнейшее, по мнению Владимира Ильича,
из искусств появилось в Рязани в начале
ХХ века. Специализированных заведений
для кинотрансляций в то время не было,
и ленты крутили в зале Благородного
собрания и в про-гимназии (нынешней
гимназии №2). Среди первых фильмов
значился легендарный «Приход поезда
в Лион» — во время первых показов
зрители вскакивали с мест и бросались
к выходу, устраивая возле дверей
приличную давку.
В 1904 году на Александровской улице
(современная Праволыбедская) напротив
Первой мужской гимназии открылось ещё
одно примечательное заведение. Вывеска
из лампочек над входом гласила
«Электрический театр», афиши информировали
потенциальных зрителей, что внутри
будут показывать «туманные картины с
движущимися фигурами». Ожидающая начало
сеанса публика развлекалась разглядыванием
фотографий и панорам в фойе, а также
лицезрением «рыбьего зуба» (клыка
моржа) и чучела колибри. В зале,
рассчитанном на полсотни человек,
демонстрировались короткие фильмы,
большей частью комедии и кинохроника.
Встречались и ленты на злобу дня, в
частности, «Его Императорское Величество
проводит смотр русского боевого флота».
Во время Русско-Японской войны такие
кадры воспринимались зрителями особенно
остро. Современники отмечали, что
кинохроника была отвратительного
качества, а плёнки с сюжетными фильмами
поступали в Рязань в таком состоянии,
что местами были мутными и грязными.
Через год-другой в городе начали
открываться первые «Иллюзионы», вслед
за ними и постоянные кинотеатры. Сеансы
стали идти дважды в день, днём и вечером,
а качество копий значительно улучшилось.
Нишу любимого городского кинотеатра
занял «Дарьялы», расположенный на улице
Почтовой в доме Москвитина (сегодня
здание Детской областной библиотеки).
С первых же сеансов «Дарьялы» начал
давать полные сборы, публика туда
буквально валила. Здесь же появились
первые в городе киноафиши. Если ранее
зрителям кратко сообщалось, что готовится
к показу какая-то комедия или драма, то
теперь вывески гласили «Будет показана
потрясающая драма «Под липами», длинною
в 4000 метров». Ну или что-то такое же
помпезное.
Перед Октябрьской революцией в
прокате было уже около двух тысяч игровых картин отечественного
производства, при этом особенной
популярностью пользовались экранизации
произведений модных писателей. Зрители
стали интересоваться не только героями
кинолент, но и актёрами, их играющими,
со временем начали появляться первые
любимцы публики. Имена новоявленных
кумиров ― Ивана Мозжухина или Веры
Холодной ― рисовались на афишах и
привлекали множество посетителей.
Иногда в «Дарьялах» демонстрировались
и взрослые фильмы в «парижском жанре»
или, говоря современным языком, эротика.
Но эти ленты шли только в вечернее
время, и на них действовало ограничение
по возрасту — гимназистов в зал не
пускали. Популярность кинотеатра была
так высока, что в 1917 году сюда заглянул
даже Сергей Есенин, о чём гордо сообщает
мемориальная табличка на входе.
Через пару лет был открыт второй
кинотеатр под названием «Деа»,
расположившийся неподалёку, на той же
улице Почтовой ― в здании вывшей
гостиницы Михайлова (позже кинотеатр
«Молодёжный» и клуб «Hollywood»). А спустя
год инженер Морозов открыл «Олимпию»
в своем доме на Соборной улице. Однако
несмотря на то, что новые кинотеатры
славились лучшим техническим оснащением
и выгодно отличались от «Дарьялов»
чистотой, зрители упорно ходили на
киносеансы именно в «Дарьялы».