Традиция возводить крупные торговые
центры появилась в Рязани ещё в XVIII
веке.
Сегодня сложно себе представить, но
прекрасный ансамбль Гостиного двора
изначально был задумал исключительно
с утилитарной целью — здесь находились
городские торговые ряды. Правда, в
отличие от современных зданий из стекла
и бетона, «торговый центр» XVIII века
является признанным шедевром рязанской
архитектуры. Авторство Гостиного двора,
как и большинства крупных рязанских
построек того времени, приписывается
Ивану Григорьевичу Сулакадзеву,
занимавшему в те годы должность
городского архитектора. Строительство
началось в 1784 году, когда на «площади
для построения каменных домов с лавками»
началось возведение торговых корпусов
«изрядной величины и фигуры». Спонсировали
проект сами купцы, будущие хозяева
торговых площадей. Кто-то вкладывался
в одну лавку, кто-то финансировал
строительство нескольких. Тем не менее,
все постройки были выдержаны в едином
архитектурном и композиционном стиле,
который, впрочем, довольно сильно
отличался от современного облика
задний. Строительство успели закончить
за год — первоначальные корпуса были
одноэтажными и достаточно простыми в
оформлении.
Несмотря на то, что в новом «торговом
центре» планировалось вести торговлю
лишь самыми лучшими товарами
(мануфактурными и галантерейными),
довольно скоро здесь обосновались все,
кому не лень. Тут продавали сукно и
скобяные изделия, действовала свечная
линия, в документах того времени
упоминаются серебряный и москательный
ряды (в последнем торговали тогдашней
бытовой химией). Простоватый облик
торговых рядов местную публику не
устраивал, и уже в 1810 году была проведена
первая масштабная реконструкция
северо-восточного корпуса (сегодня
здесь расположен камерный зал Рязанской
филармонии). Центральная часть корпуса
была надстроена вторым этажом, а сама
постройка получила новую «фасаду с
колоннадою и пилястрами». Оплатили
строительство вновь купцы — хозяева
местных лавок, а превратил невзрачный
торговый павильон в шедевр провинциальной
архитектуры губернский архитектор
Никифор Петрович Милюнов.
Со временем Гостиный двор перестал
вмещать желающих купить или продать
какой-либо товар и постепенно утратил
своё значение главного городского
торгового центра. Последнюю точку в
вопросе поставил пожар тридцатых годов
XIX века, после чего купцы переселились
на «новый базар» — в Хлебные ряды на
Московской улице (сегодня Торговые
ряды на площади Ленина). Сами же постройки
на Астраханке обрели новых хозяев, что
не могло не сказаться на их облике и
состоянии. Новая реконструкция уничтожила
всю ту красоту, в которую столь упорно
вкладывало деньги рязанское купечество:
старые портики были разобраны, арочные
проёмы галереи оказались частично
заложены, а то и пошли под снос: на их
месте была выстроена вставка с коническими
колоннами, поддерживающими новый
портик. В центральном корпусе нашли
себе место гарнизонная Сергиевская
церковь и музей славы Нежинского полка,
квартировавшего в Рязани. На втором
этаже обосновались Городская управа
и Дума, внизу — аптеки.
В 1949 году на площади бывшего Гостиного
двора был установлен памятник Ивану
Павлову, в 1956 году было выстроено здание
Рязанской филармонии, соединившее два
корпуса торговых рядов. А в восьмидесятых
годах XX века началась новая волна
реконструкции — реставрация коснулась
«сквозной крытой галереи», благодаря
чему архитектурному ансамблю был
возвращён исторический облик.
Использованные материалы:
Н. Косолапова «Прогулки по историческому
центру Рязани»;
Н. Аграмаков, Е. Каширин «Прогулки по
губернской Рязани».