Первый государственный театр в Рязани
или, как его называли в те времена,
Оперный дом открылся ещё в XVIII веке.
С культурными увеселениями Рязани,
прямо скажем, везло всегда. Построенный
по проекту архитектора Ивана Сулакадзева,
первый театр располагался на въезде в
город со стороны Москвы (нынешний
перекрёсток Первомайского проспекта
и улицы Каширина). Путешествующий граф
Александр Салтыков в 1797 году писал о
театре: «Партер был освещён великолепно,
платье и бельё на судейских жёнах всё
было перемыто и перекатано, оркестр
был многолюден, и зрителей было человек
до ста». Словом, рязанский очаг культуры
получил высокую оценку столичного
гостя.
В 1829 году в «Московских ведомостях»
сообщалось, что из 23 театров империи
(13 русских, пяти немецких, двух французских,
двух итальянских и одного польского)
«в Рязани один русский, играют трижды
в неделю оперы и комедии». Тут же давала
представления крепостная балетная
труппа помещика Спасского уезда,
престарелого камергера Григория
Ржевского, которая считалась одной из
лучших трупп крепостной России. Позже
танцовщицы Ржевского (сам помещик
разорился, а артисты были проданы по
1000 рублей за штуку) составили ядро
балета московского Большого театра.
…К середине XIX века тот театр лишился
помещений и перестал действовать,
впрочем, в Рязани вовсю работала
антреприза, существовало несколько
частных, домашних театров. Однако
культурное общество таким положением
дел явно тяготилось, и в 1860 году была
собрана специальная комиссия по
устройству нового театра. Разрешение
на строительство было выдано, участок
свободной земли нашёлся на Соборной
площади, и в 1862 году город получил новое
здание театра, возведённое по проекту
архитектора Сергея Шеткина. Радость,
впрочем, была недолгой: в ночь с 27 на 28
ноября 1867 года театр сгорел.
Далее последовали сбор средств
(страховка была мала), восстановление
и ремонт, обнаружение недоброкачественной
работы, новый ремонт и исправление
брака строителей… Словом, новое здание
было открыто лишь в 1872 году и было сдано
в аренду на девять лет содержателю
калужского театра, который установил
в театре поистине зверские законы —
актёры не могли выезжать из города без
специального разрешения, выходя из
квартиры, должны были оставлять адрес,
куда они направляются, а беременных
артисток выгоняли с работы без содержания
и зарплаты, как только обнаруживались
первые признаки беременности. Тем не
менее, театр блистал.
История сохранила забавный случай:
в Рязань с визитом приехали Фёдор
Плевако и Абрам Липскеров и пожелали
посетить местный театр. Но, увы,
представление было отменено в связи с
плохой погодой. Тогда визитёры попросту
оплатили весь сбор театра в размере
458 рублей 50 копеек и попали на представление.
Оба действия пьесы прошли при пустом
зале — почётных гостей не было ни в
ложе, ни в партере, находившиеся в
недоумении артисты терпеливо доиграли
спектакль, как вдруг с последней лавочки
галёрки послышались аплодисменты и
крики «браво» — Плевако и Липскеров
устроили овацию.
…Сборы от спектаклей в Рязани
уменьшались — и в 1885 года здание театра
начало использоваться как складское
помещение для хранения сухарей и
амуниции солдат. Лишь в 1893 году артист
варшавских театров и балетмейстер Илья
Хржановский смог снять у города помещение
без арендной платы, но с обещанием
отремонтировать обветшавшее здание.
С этого момента начался новый расцвет
рязанского театра — на сцене давали
«Ревезора» Николая Гоголя (скандальная
по тем временам постановка шла при
переполненном зале), ставились пьесы
Ибсена, играли лучшие московские актёры.
22 марта 1892 года в спектакле «Счастливец»
Немировича-Данченко выступал тогда
ещё неизвестный Станиславский.
В начале XX века в Рязани стали
появляться первые «электрические
театры», или, говоря современным языком,
кинотеатры, и традиционный театр стал
пользоваться меньшим спросом. Свою
лепту вносило и духовенство, требовавшее
передать помещение на Соборной для
нужд военного ведомства. Но их чаяниям
не суждено было сбыться: 14 декабря 1937
года в здании на Соборной площади был
открыт Театр юного зрителя. В 1991 году
он был переименован в Рязанский
государственный театр для детей и
молодёжи или просто Рязанский театр
на Соборной.
Использованные материалы:
И. Попов, Е. Степанова и др. «Два века
Рязанской истории».