Великий актёр Эраст Гарин родился в
невзрачном доме на Соборной улице,
рядом с которым нынче располагается
Детский мир.
Многие дома Рязани интересны не
столько изысканными формами, богато
украшенными фасадами и прочими
архитектурными излишествами, но и
знаменитыми жильцами. Речь идёт,
например, о доме, в котором жил Александр
Солженицын, или здании, где квартировался
Михаил Салтыков-Щедрин в ту пору, когда
служил в наших широтах вице-губернатором.
Память о великих людях, связавших, пусть
и ненадолго, свою судьбу с Рязанью, в
народе весьма устойчива и даже кое-где
подкрепляется мемориальными досками.
Но не всем таким домам повело — часть
построек медленно, но верно, уходят в
забвение.
Одно из таких незаслуженно позабытых
зданий — невзрачный двухэтажный дом
около Детского мира на Соборной улице.
Именно тут родился и провёл свои
юношеские годы великий русский актёр
Эраст Гарин. Несмотря на то, что во
многих путеводителях по Рязани имя
Эраста Павловича указывается наравне
с другими знаменитыми рязанцами —
Иваном Павловым, Сергеем Есениным или
Александром Пироговым, родной дом
актёра до сих пор не обзавёлся даже
мемориальной доской.
Эраст Герасимов (псевдоним Гарин
будущий актёр возьмёт намного позднее)
родился в 1902 году в Рязани, а детство
провел в Сапожковском уезде — будучи
сыном лесничего он много времени
проводил вдали от города. Карьера
молодого актёра началась в 1919 году на
сцене Рязанского советского театра.
Театр этот был сформирован из остатков
последней рязанской антрепризы при
содействии новой советской власти —
старых «имперских» актёров перемешали
с молодыми талантами. На одну сцену с
17-летним Гариным выходили будущий
народный артист России Николай Боголюбов,
известный по фильму «Семеро смелых»,
и будущий композитор, автор «Смуглянки»
и «Марша демократической молодёжи
мира» Анатолий Новиков.
Через год Гарин перебрался в первый
самодеятельный театр Красной Армии
при Рязанском гарнизоне, который
базировался в Москве и больше в Рязань
не вернулся. Впереди был театр Всеволода
Мейерхольда — режиссёр был в восторге
от рязанского воспитанника, Эраст
быстро стал его любимчиком. Как вспоминали
современники, Гарину позволялось
критиковать не только работу самого
мастера, но и игру его супруги, Зинаиды
Райх. За такие дела прочие актёры
моментально потеряли бы места в труппе,
а Гарину всё сходило с рук. Прощать было
за что — талант молодого актёра был
очевиден. Далее пошёл внушительный
список главных ролей и бессмертных
персонажей: Гулячкин («Мандат» Н.
Эрдмана), Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя),
Чацкий в «Горе уму» (по комедии А.
Грибоедова)…
Режиссерский дебют Гарина (кинофильм
«Женитьба») совпал со смертью Мейерхольда,
впрочем, Эраст Павлович уже был готов
к самостоятельному плаванию в кино. За
46 лет кинокарьеры Гарин успел сыграть
более чем в тридцати фильмах и
срежиссировать семь, включая «Обыкновенное
чудо» по одноимённой сказке Евгения
Шварца. Комедийный, сатирический и
драматический талант Гарина был признан
не только критиками и зрителями, но и
властью — единение в восторженных
оценках было завидным, а сам Гарин стал
обладателям Сталинской премии II степени,
орденом «Знак Почёта», последовательно
получил звание заслуженного артиста
РСФСР, народного артиста РСФСР и
народного артиста СССР.
Сегодняшнее поколение киноманов
помнит Гарина, скорее, по роли короля
из сказки «Золушка» (которая, кстати,
снималась в бывшем имении фон Дервиза
в Кирицах под Рязанью) и по голосу ослика
Иа-Иа из советского мультфильма про
Вини Пуха, в озвучивании которого Эраст
Петрович принимал участие.
Использованные материалы:
Андрей Хржановский «Ученик чародея.
100 лет Эрасту Гарину»;