Каких-то 100 лет назад улицы Рязани не
освещались, и с наступлением ночи в
городе было настолько темно, что прям
жуть.
Впрочем, «лучи света в тёмном царстве»,
разумеется, были. Первые маленькие
электростанции появились в 1895–1904
годах. Одна находилась на улице
Селезнёвской (ныне Пожалостина), у
держателя кроватной мастерской Фёдорова.
Большой любитель технических новинок,
он был хозяином не только первой
динамо-машины, но и владельцем первого
в Рязани автомобиля. Подобная динамо-машина
находилась и в собственности братьев
Шульгиных, которые подсветили витрины
своего магазина на Почтовой улице. А
электростанция Казённого винного
склада освещала даже ту часть Никольской
улицы, на которую выходило фасадом само
здание склада (ныне разрушенный винный
завод на улице Павлова). Мощная
электроустановка с паровым двигателем
освещала также железнодорожный вокзал.
Кроме того, освещение имелось в усадьбе
Губернской земской больницы на Большой
Мещанской (улица Каляева, а ныне уже
Семинарская). Но в масштабах города эти
островки света были каплей в море.
Ситуация изменилась в 1905 году при
появлении в Рязани Сергея Морозова,
талантливого и успешного предпринимателя.
Приезжему Морозову на месте никак не
сиделось, и он развернул в провинциальном
городке бурную деятельность. В частности,
построил электростанцию «по временной
схеме», благодаря которой осветил
Астраханскую улицу до Городского сада,
всю Почтовую и Соборную улицы. Фонарных
столбов было мало — они украшали только
перекрёстки, но и этого для поражённых
техническим новшеством горожан было
достаточно. Электрические угольные
лампы «Свечи Яблочкова», посредством
которых освещались улицы, хоть и были
представлены широкой общественности
ещё в 1878 году, в Рязани стали самой
обсуждаемой новинкой в начале XX века.
Удобство электрического освещения
мгновенно оценили хозяева местных
предприятий, пожелав провести
электрификацию рабочих помещений.
Новинкой заинтересовалось и первые
лица города.
В декабре 1910 года Рязанской городской
Думой было принято решение «ввести
электроэнергию в различные учреждения
и продавать лицам», а Сергей Морозов
получил разрешение на строительство
первой стационарной электростанции
на Болдаревской (ныне Некрасова) улице.
В 1911 году здание электростанции было
построено. Высокий, в готическом стиле
корпус из красного кирпича практически
без изменений сохранился до наших дней.
Принято считать, что на облик постройки
оказал решающее влияние инженер Шемаев,
чей отец — купец II гильдии — занимался
книготорговлей и, вероятно, привил сыну
вкус к нетипичной для города архитектуре.
Так или иначе, здание электростанции
действительно отдаленно напоминало
средневековый замок: две высокие башни,
стрельчатые окна, оформление шпилями
и декоративными башенками.
Строительство планировалось «на
вырост»: здание было рассчитано на
размещение большего числа механизмов
и поддерживание больших мощностей.
Начали же с малого: установили две
динамо-машины постоянного тока мощностью
по 150 киловатт каждая и два керосиновых
двигателя для их вращения. Станция
давала городу постоянный ток напряжением
100 вольт. Для обеспечения бесперебойной
работы на случай аварийной ситуации
были заготовлены запасные кислотные
аккумуляторы. К 1917 году общую длину
осветительных сетей в Рязани успели
довести до 20 вёрст, мощность электростанции
до 800 киловатт. Освещение появилось не
только на улицах города, но и в обычных
жилых домах. ...К 1937 году оборудование
Морозовской электростанции окончательно
устарело, предприятие было расформировано,
а само строение отдано первому в городе
хлебозаводу. Хлебозавод занимает это
здание по сей день.
Использованные материалы:
Н. Аграмаков, Е. Каширин «Прогулки по
губернской Рязани»;