Новые виды и меры ответственности за нарушение трудового законодательства
Новые виды и меры ответственности за нарушение трудового законодательства
С 1 января 2015 года вступают в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ужесточение мер ответственности за нарушение трудового законодательства.
Нововведениями размеры штрафов дифференцированы по видам нарушений, а максимально возможная санкция с 50 тыс. руб. увеличена до 200 тыс. руб. В перечне возможных наказаний появилась и такая превентивная мера ответственности, как предупреждение, которая ранее не применялась.
Законодатель увидел острой проблему подмены трудовых отношений гражданско-правовыми и потому с 2015 года за подобного рода злоупотребления работодателей ждут штрафы.
Так, с целью защиты прав работников в случаях, когда работодатель, фактически устанавливая с работником трудовые отношения, оформляет при этом притворный гражданско-правовой договор, Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен ст. 19.1 «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями».
В силу этой статьи признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
- лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации;
- судом, в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями ст. 37 Конституции Российской Федерации и охватывает в числе прочего ряд закрепленных данной статьей трудовых и социальных прав и гарантий, сопутствующих трудовым правоотношениям либо вытекающих из них.
К их числу относятся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, а также право на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, лицо, работающее по трудовому договору, имеет право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Лицо, заключившее гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг, не наделено перечисленными конституционными правами и не пользуется гарантиями, предоставляемыми работнику в соответствии с законодательством о труде и об обязательном социальном страховании.
Как известно, исполнитель работ, услуг по гражданско-правовому договору не может претендовать на предоставление отпуска, оплату больничного, обеспечение специальной одеждой, обеспечение нормальных условий труда и регламентированный рабочий день (рабочую неделю), не может рассчитывать на гарантии и компенсации, связанные с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, а выплата вознаграждения такому исполнителю определяется только условиями сделки и не лимитирована никакими сроками или минимальными размерами вне ее и т.п.
По этим и ряду иных причин законодатель ужесточил контроль за установлением гражданско-правовых отношений с физическими лицами. Стороны по-прежнему могут свободно выбирать тип договорных отношений. Указанные меры нацелены против заключения фиктивных договоров гражданско-правового характера, ущемляющих права исполнителя и фактически регулирующих трудовые отношения.
С 2015 года за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет предусматриваться административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. на должностных лиц и от 50 до 100 тыс. руб. на юридических лиц.
Допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
С 1 января 2014 г. введена в действие ст. 67.1 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом: если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).
Тем не менее, в этом случае трудовые отношения не будут считаться установленными.
Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной.
С 2015 года за это нарушение виновнику в соответствии
с ч. 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях придется поплатиться административным штрафом: гражданину в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; должностному лицу - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Изменениями предусматривается отдельная ответственность за отсутствие вообще каких-либо договоров с сотрудниками, фактически осуществляющими трудовую деятельность.
За отсутствие обязательного медицинского осмотра (как первичного, так и периодического), а также нарушения по первичному обучению требованиям охраны труда при приеме на работу руководителю организации грозит штраф в размере от 15 до 25 тыс. руб. Штраф для организации составит 110-130 тыс. руб.
При допущении повторных нарушений санкция статьи предусматривает ответственность в виде штрафа до 200 тыс. руб.
С 2015 года невыполнение предписания трудового инспектора может стать причиной дисквалификации директора на срок до 3 лет или штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб.