Достопримечательности Рязани

Хлебные ряды на Ленина
Фотографий: 7

В ансамбле Городских торговых (Хлебных) рядов на сегодняшний день сохранилось лишь два корпуса из шести.

Губернского архитектора Ивана Сулакадзева помнят по двум его большим городским деяниям. Во-первых, именно он построил ансамбль Городских торговых рядов на Хлебной улице (ныне площади Ленина), а во-вторых, чуть ли не отправил на слом здание Успенского собора. От гибели храм спасло лишь оперативное вмешательство главных меценатов того времени — Гаврилы Рюмина и Петра Мальшина, которые профинансировали масштабную реконструкцию постройки.

Но вернёмся к личности Сулакадзева. Изрядно обрусевший потомок грузинского князя воспитывался в гимназии при Московском университете и позже занимал ряд канцелярских должностей. В 1771 году он женился на дочери рязанского полицмейстера С.М. Боголепова — Е.С. Боголеповой, а в 1782 году получил должность рязанского губернского архитектора и, как не без гордости писал в мемуарах его сын, «весь город перестроил и даже в уездах многое». На деле градостроительные успехи Сулакадзева скромнее, нежели в воспоминаниях сына. Однако нельзя отрицать красоту и изящество построенных им Торговых рядов, ныне украшающих центральную площадь Рязани.

Площадь Ленина ранее была известна под названиями Хлебной и Новобазарной (Старый базар при этом находился на Астраханкой улице в помещении Гостиного двора) и отнюдь не слыла центром города. Торговые площади, тогда ещё деревянные лавки и навесы, начали появляться здесь только в XVIII веке. И как не сложно догадаться из названия, на Хлебной площади торговали хлебом и мукой. К концу XVIII века роль Хлебной площади в экономике Рязани значительно увеличилась — Гостиный двор с количеством торговых точек уже не справлялся. Но неопрятный рынок с деревянными временными постройками требования купечества удовлетворять не мог, и перед городом встала задача облагородить территорию. Так в 1794 году увидел свет проект Сулакадзева, по которому и были отстроены каменные Городские торговые ряды.

По первоначальной задумке автора, архитектурный ансамбль состоял из шести корпусов (ныне сохранилось лишь два из них) в стиле классицизм с элементами русского зодчества. Крытые галереи ограничивались круглыми башенками, украшенными парными полуколоннами. Постройки располагались по периметру площади, замыкая торговую зону в кольцо. Впрочем, внешний облик построек на чертежах постоянно видоизменялся, а строительство изрядно затягивалось — так как строительные работы финансировали сами купцы, то каждый из них старался внести свою лепту в проект.

В 30-х годах XIX века Старый базар на Астраханской сгорел, а Новобазарная улица превратилась в главную торговую улицу Рязани с хозяйственными, обувными и галантерейными магазинчиками, булочными и кондитерскими, а также лавками готового платья, чайными и трактирами. Напротив Торговых рядов купцы оперативно возвели двухэтажные каменные особняки, завершив, таким образом, архитектурный облик нынешней Краснорядской улицы и улицы Кольцова. Многие из купеческих домов XIX века целы по сей день и сохраняют атмосферу старой Рязани. Впрочем, современники строительства довольны им не были. Корреспондент местной газеты тогда писал: «На Краснорядской поражает однообразие домов — все они каменные, двухэтажные, с нишами посредине для ворот. И сделаны как бы «на одну колодку».

С приходом советской власти Торговые ряды пришли в упадок: в 20-х годах прошлого века здесь разместились складские помещения, позже здания и вовсе стояли закрытыми. Сами сооружения порядком обветшали, а большей частью были разрушены — советскому руководству не хватало пространства для проведения демонстраций. На сегодняшний день, повторимся, сохранилось лишь два корпуса из шести. Они были отреставрированы в 1993-1997 годах в ходе подготовки к 900-летию Рязани. Памятнику архитектуры XIX века отчасти вернули его первоначальное назначение. Сначала ожили Торговые ряды на Краснорядской, а затем и Торговые ряды, выходящие на улицу Кольцова. Последние превращены в небольшой торговый центр с ресторанами и выставочным залом Рязанского союза фотохудожников. Тем временем корпус, выходящий на Краснорядку, из-за арендных споров сегодня пустует и замусоривается.
1
02.08.2011
3
02.08.2011
2
02.08.2011
4
02.08.2011
5
02.08.2011
6
02.08.2011
7
02.08.2011